О разграничении государственной собственности на землю
17 июля 2001 г. N 101-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
Принят
Государственной Думой
4 июля 2001 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения
государственной собственности на землю на собственность Российской
Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской
Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную
собственность).
Правовое регулирование отношений в области разграничения
государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон применяется в субъектах Российской
Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с
учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.
1. Право собственности на земельные участки у
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований возникает с
момента государственной регистрации права собственности на земельные
участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Основанием государственной регистрации права собственности на
земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований являются акты Правительства Российской
Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые
соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований возникает право собственности при разграничении
государственной собственности на землю, а также вступившие в законную
силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением
государственной собственности на землю.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных
участков, на которые у Российской Федерации возникает право
собственности, является включение этих земельных участков в состав:
земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий
федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами,
находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов;
земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения;
земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного
назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках
располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной
собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной
власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также
государственному унитарному предприятию, государственному учреждению,
другой некоммерческой организации, которые созданы органами
государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в
государственной собственности земельных участках располагается
приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации
в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных
участков находятся участки недр федерального значения;
земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество,
находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое
имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской
Федерации.
1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных
участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право
собственности, является включение этих земельных участков в состав:
земель особо охраняемых природных территорий регионального значения,
земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в
собственности субъектов Российской Федерации;
земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов;
земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения;
земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного
назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках
располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов
Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу
государственной власти субъекта Российской Федерации, а также
государственному унитарному предприятию, государственному учреждению,
другой некоммерческой организации, которые созданы органами
государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих
находящихся в государственной собственности земельных участках
располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его
приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под
поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального
значения;
фонда перераспределения земель;
земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих
землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности
субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое
имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов
Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных
образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом
статьи 3 настоящего Федерального закона.
2. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения
Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского
хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных
участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает
право собственности, является также основание, указанное в пункте 1
статьи 5 настоящего Федерального закона.
1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных
участков, на которые у муниципальных образований возникает право
собственности, является включение этих земельных участков в состав:
земель особо охраняемых природных территорий местного значения,
земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами,
находящимися в муниципальной собственности;
земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов;
земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного,
рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда,
если на этих находящихся в государственной собственности земельных
участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной
или частной собственности, за исключением недвижимого имущества,
указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти
находящиеся в государственной собственности земельные участки
предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного
самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию,
муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые
созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных
участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под
поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного
значения;
земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не
располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной
собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся
до его приватизации в государственной собственности.
2. Основание передачи земельных участков, находящихся в
собственности субъектов Российской Федерации – городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность
устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется
в следующем порядке:
специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по
имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами
исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях
3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных
участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований возникает право
собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации;
подготовленные и согласованные с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни
земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает
право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;
сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных
участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований возникает право
собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской
Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной
собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с
использованием согласительных процедур.
2. В случае недостижения согласованного решения споры о
разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в
суде.
1. Настоящий Федеральный закон вводится в
действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев
после его официального опубликования.
2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
3. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального
закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам,
которые возникнут после введения его в действие.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
17 июля 2001 года
N 101-ФЗ